От домашней мастерской до многотысячной корпорации
В 1918 году бывший продавец магазина электротоваров Коносукэ Мацусита открыл собственную компанию Matsushita Denki — всего несколько человек, работавших в домашней мастерской. Продавая собранные вручную патроны для ламп и подставки для вентиляторов, Мацусита вскоре накопил средства на открытие небольшой фабрики. Компания быстро освоила производство популярных электрических изделий — утюги, розетки, фонари для велосипедов.
Вскоре Коносукэ Мацусита был владельцем уже восьми заводов, а продукция стала выпускаться под новой звучной маркой Panasonic. Дела шли очень хорошо, пока в 1932 году японское правительство не ввело режим строгой экономии. Тогда нарастал серьезный экономический кризис, технику никто не покупал. Склады оказались переполнены. Matsushita Denki грозило банкротство, средств не хватало даже на выплату заработной платы. Из такой сложной ситуации Коносукэ Мацусита вышел, сократив вдвое рабочий день на предприятии. Сконцентрировав силы не на производстве, а на продаже товаров, Мацусита быстро реализовал большую часть готовых изделий. В то время для Японии это было поразительным результатом.
Преодоление послевоенного кризиса
Ослабленная войной промышленность Японии начала подниматься только к пятидесятым. В то время Япония считалась довольно отсталой страной, неспособной предложить конкурентоспособную технику на мировом рынке. Однако Matsushita Denki восстанавливалась совсем недолго. Уже в 1952 году, заключив партнерство с Philips, предприятие преобразуется в японско-голландскую «Электронно-промышленную компанию Мацусита».
Товары, отличающиеся высоким качеством и выгодными ценами, быстро нашли своих покупателей во всем мире. Объемы продаж росли, и вскоре корпорация модернизирует производство, оснащает цеха современным оборудованием. Новые станки и конвейерные ленты собственной разработки позволили увеличить объемы производства. При этом качество выпускаемых товаров только улучшилось.
Конкуренция пятидесятых годов
К середине пятидесятых на рынке появляются серьезные конкуренты — японские, европейские и американские заводы заполняют рынок своими новинками и изобретениями. В условиях такой конкуренции Мацусита разрабатывает новую стратегию. Открывается ряд научных лабораторий, проводятся многочисленные исследования. На «Электронно-промышленную компанию Мацусита» работают лучшие ученые со всего мира. Результат — заметное повышение качества выпускаемой техники, расширение ассортимента товаров. Panasonic удачно выдерживает международную конкуренцию, получает важный опыт продвижения инновационных разработок на рынке.
Кризис шестидесятых
В 1959 году Коносукэ Мацусита оставляет пост главы корпорации. Начинались шестидесятые — время резкого подъема спроса на теле- и аудиоаппаратуру. Тогда техника стала по настоящему доступной, на рынке было огромное количество аппаратуры самых разных марок. К японским гигантам добавились и разросшиеся европейские, американские производители. В таких условиях Panasonic оказался слабее многих конкурентов. Хотя компания к тому времени уже была способна изобретать и производить качественную технику, научилась опережать конкурентов, имела завидную репутацию надежного и ответственного производителя, слабым местом оказалась устаревшая система сбыта товара. Постепенный спад объемов продаж, связанный с ограниченностью возможностей торговой сети компании, остановить не удавалось, пока Коносукэ Мацусита не уговорили вновь заняться делами Panasonic.
Реформы Коносукэ быстро выводят корпорацию из кризиса, и уже к началу семидесятых Panasonic снова начинает расширяться, открывать новые заводы. В середине семидесятых Коносукэ Мацусита, в возрасте 80 лет, окончательно покидает компанию.
Panasonic в наши дни
Эпоха Коносукэ Мацусита закончилась 30 лет назад, но Panasonic и в наши дни продолжает развиваться в заложенном создателем направлении. Спрос на продукцию компании Matsushita Electric Industrial Со, выпускающую бытовую технику и радиоэлектронику под известными всем марками Panasonic, National, Technics, Quasar, неизменно растет. В 2000 году компания достигла рекордного оборота в 61,45 миллиардов долларов США.
Panasonic сохранила все лучшее из достигнутого в XX столетии и не стоит на месте. Исследовательские лаборатории компании готовят к массовому выпуску все новые изобретения, появляются поражающие воображение технологии. Такие разработки, как пишущие DVD-плееры или миниатюрные SD-карты флэш-памяти — свидетельства огромного научного потенциала Panasonic.
Одним из лозунгов Panasonic на протяжении долгого времени остается девиз Мацусита — «клиент превыше всего». Это отражает стремление компании производить действительно качественную технику, полностью удовлетворяющую потребности потребителей. Ценя каждого своего покупателя, партнера, компания гарантирует высококлассное послепродажное обслуживание техники Panasonic. Ideas for life («Идеи для жизни») — таков сегодня слоган компании. Производя технику для дома, радиоэлектронику, портативные мультимедиа-устройства, Panasonic делится самыми передовыми идеями со всем миром.
|